Что такое Сказкотерапия?
Сказкотерапия — это метод психологии, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова. Первой книгой, написанной специально для детских психологов и воспитателей детских садов, использующих метод сказкотерапии, был сборник сказок Натальи Юрьевны Риттиной «В нашем лесу», изданный в 2016 году.
Любовь Бардовская
Я профессиональный игромастер и сказкотерапевт, игропрактик и сказочница.
И именно Я расскажу Вам о сказкотерапии подробнее!
Итак, начнем!
Во все времена человек сталкивался с жизненными трудностями и искал способы их преодолеть. Одним из универсальных способов была Сказка, которая помогала человеку найти ответы на самые разные вопросы, которые у него возникали в жизни. Изначально, сказка была направлена только на взрослых, как способ передачи опыта и человеческой мудрости, поэтому в народных сказках мы часто встречаем много категоричности и даже «кровавых сцен», которые были обыденностью в жизни наших предков. Это был способ прямой передачи знаний, предостережении и подсказок.
В прошлом сказочники, как целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии разных стран множество похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики.
Так естественным образом сказка проявилась в жизни современного человека, получив название сказкатерапия.
Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект.
Сказка – уникальный феномен человеческой культуры, похоже самый древний жанр искусства. Восходя к истокам человеческой цивилизации, сказки донесли до нашего времени архетипические образы и сюжеты, представление о мире наших предком, ценностное основание жизни народа.
Очень важное значение оказывает сказка для психического развития ребенка любого возраста: младенцам просто важно слышать голос заботливого взрослого (мамы и папы, бабушки и дедушки), который успокаивает ребенка, способствует возникновению и укреплению контакта между ними, так еще начинает закладываться пассивный словарь; малышам – сказки с повторяющимися деталями сюжета (Колобок, Репка, Курочка Ряба, Теремок) и короткие стихотворные сказки, сказки о животных; детям дошкольного возраста важно слышать “Волшебные сказки” (4-7 лет), которые укрепляют веру в чудеса и сверхспособности, таланты человека; детям школьного возраста (7-9) “Бытовые сказки”, чтобы освоить новые задачи, детям раннего подросткового возраста (10-13) “Геройские сказки”, чтобы укрепить свою уникальность, подросткам (14-17) и для взрослых “Трансформационные сказки”, которые подсказывают путь «преображения», роста и развития, который человек проходит всю жизнь.
Сказки бывают народные и авторские, а еще записанные собирателями сказок, как Братья Гримм и Александр Афанасьев, Шарль Перро.
Сказка - может стать настоящей «волшебной палочкой» для тех, кто ищет интересные способы времяприпровождения, исследования и развития личности.
Сказки важно выбирать исходя из возраста человека, или начинать из создавать самостоятельно. Каждая сказка это «конструктор», где есть герой, путь (испытания или антигерой, особенная местность для волшебства), помощники, преображение.
В жизни взрослого сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.
Сами по себе сказки способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать задачи, которые есть в жизни человека.
Самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать.
В древности не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.
Почему сказка универсальный помощник человек? Потому что с ней можно делать множество действий, которые способствуют укреплению человека и повышают качество его жизни, оздоравливая, а по сути — играть:
- Читать сказки, с их последующим обсуждением
- Рассказывать сказки
- Характеризовать героя и формулировать своё к нему отношение.
- Придумывать продолжение известных сказок
- Изменять концовку
- Сравнивать отданиях и тех же персонажей из разных сказок
- Включать в сказку персонала из другой сказки
- Рисовать иллюстрации к сказке
- Создавать комиксы по сказке с выделением ключевых моментов
- Подбирать цвет и музыку для каждого персонала и фрагмента сказки
- Придумывать вопросы адресованные сказочным персонажам
- Сочинять сказки
- Рассказывать сказку наоборот
- Придумывать собственных персонажей
Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло и какие процессы оказывают на нас влияние.
Возвращая или привнося в свою жизнь сказку мы создаём новые возможности для собственного обучения, развития и просто радости. Все это можно сделать в игре "Кто тут Сказочник?"
Ваша сказочница, Любовь Бардовская
Подписывайтесь на меня в инстаграм, чтобы узнать больше сказок!