В современных условиях наблюдается повышенный интерес к неформальным способам обучения, способствующим всестороннему развитию детей и подростков. Многие педагоги и психологи активно используют игровые методы и технологии в работе с детьми и подростками.
Настольная игра «Ситуация», может применяться для тренировки у детей и подростков навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов.
В описании к игре имеется очень грамотно и понятно составленная инструкция, прописаны все роли и последовательность действий для каждого участника.
Следует отметить, что игра может применяться как диагностический материал в работе психологов и педагогов для проверки уровня сформированности навыков коммуникации, особенностей взаимодействия детей друг с другом, умения вести себя в конфликтной ситуации, а также для других целей на усмотрение специалиста. Кроме этого, наиболее широкую область применения данной игры можно обозначить, как средство обучения детей поведению в конфликтной ситуации. Именно в игре (в том числе и в игре «Ситуация»), под руководством и управлением взрослого дети учатся выстраивать коммуникацию и взаимодействие, договариваться друг с другом, искать компромиссы, что наделяет данную игру большим образовательным потенциалом. Для усиления эффекта обучения можно дополнить каждую проигранную ситуацию разбором и анализом совместно с педагогом или психологом.
Очень значимым является п.13 в инструкции, подразумевающий выход из сыгранной роли, что свидетельствует об ответственном подходе автора к созданию игровой ситуации.
В качестве рекомендаций можно высказать пожелание, о возможности судей вмешаться в игру детей, если она выйдет из-под контроля и спровоцирует реальный конфликт между детьми. Дети в силу возраста могут увлечься и потерять восприятие игровой ситуации, что может перерасти в конфликт. Считаю важным дополнить инструкцию этим условием, чтобы судьи могли предотвратить такой исход игры.
В целом игра «Ситуация» К. П. Владимирова имеет логическую структуру, интересный подбор актуальных для детей и подростков ситуаций, а также красочное и привлекательное оформление.
Игра «Ситуация» К. П. Владимирова может быть рекомендована к выпуску и применению в рамках занятий детей и подростков с психологами или педагогами, а также для личного пользования.
Круглова Надежда Валентиновна
магистр психологических наук, практикующий психолог